http://dog.adgth.ru/files/library/kinol … h_kino.htm
На наш взгляд, нам удалось сместить акцент в отношениях с собакой с субъект-объектного, когда к собаке относятся как к средству достижения тех или иных целей, на субъект-субъектный, когда собака выступает полноправным партнером взаимодействия.
Хотелось бы верить .....
Up: полноправность я бы определил как возможность (в т.ч. и психологическую) _прервать_ контакт, и жить независимо от, хм, куратора-человека.
Одним из направлений является дельфинотерапия. Основателем этого терапевтического направления считается доктор Дэвид Натансон, который начал заниматься ей в 1978 году в океанариуме «Мир Океана» во Флориде. Дети с отклонениями в развитии быстрее и лучше обучались различным навыкам, взаимодействуя с дельфинами. Больные синдромом Дауна овладевали при общении с дельфином речью! По мнению доктора Натансона, психолога по образованию, ключ к обучению людей умственно отсталых, которые просто физически не способны сосредоточиться на чем-то одном, лежит в усилении способности концентрировать внимание, чего можно добиться только при очень сильной мотивации. Это тот же самый принцип, который заставляет читателя заинтересоваться рассказом, если он начинается с крайне увлекательного абзаца. В случае когда «функцию учителя» выполнял дельфин, были получены поразительные результаты: обучение шло в четыре раза быстрее, если в качестве вознаграждения за усердие выступала возможность общения с этим животным.
Прим. ред. - а потом Натансон написал, что лучшим мотиватором для детей оказался .. электронный дельфин! Он был более "покладистым" - всегда вовремя делал то, что нужно .... . (пдф-ка в наличии).
Интересна и необычна – а для нас и попросту экзотична – так называемая «кранио-сакральная терапия» с использованием дельфинов (ближайшие эквиваленты «кранио-сакральной» терапии – это мануальная терапия, соединенная с массажем, интегрально-телесная терапия). Эти работы велись в теплых водах Мексиканского залива, в лагуне, отгороженной от океана невысокой оградой, где уже долгое время в условиях относительной свободы живет популяция бутылконосых дельфинов (так в Америке называют афалин). Тяжелые инвалиды, к которым применяли данный метод реабилитации, страдали болевым синдромом, церебральным параличом, аутизмом, различными поражениями головного и спинного мозга, раком, посттравматическим стрессом.
Ну хотя бы относительная свобода - неплохо. Но ведь и вольные дельфины могут быть частью лечения.
Исцеляет не только плавание с дельфинами, но и просто общение с ними и другими водными животными. Так, например, разработанная в одном из океанариумов Флориды программа «полного круга» предполагает участие детей с различными отклонениями в спасении и реабилитации морских животных: дельфинов, черепах, каланов и даже рыб. Очень важно при этом, что дети не просто играют с животными, но и заботятся о них: кормят их и выхаживают осиротевших детенышей и травмированных зверей. Участие в такой деятельности положительно влияет на развитие речи и адаптацию в человеческом обществе, на уверенность в себе и настроение. Привлечение к такой работе предлагается также как один из методов исправления подростков с асоциальным поведением; общение с животными помогает юным правонарушителям научиться строить отношения уже не в дельфиньем, а в человеческом обществе. Впрочем, хотя это и кажется достижением последних лет, но на самом деле такая работа проводилась уже в 1970-х годах, о чем свидетельствуют и примеры из художественной литературы: в романе Мерил Сойер «Незабываемая» на одном из Гавайских островов преступившего закон подростка отправляют на исправительные работы в Институт морских исследований, который занимался в основном спасением тюленей-монахов.
Там ниже как ни странно Бутова всплыла, дочка Мухаметова ......
Про иппотерапию, могу только повторить слова о том, что _здоровая_ лошадь гораздо активнее, чем это было бы безопасно для ребёнка-инвалида. Только вот в "иппотерапии" используют совсем убитых лошадей, и это крайне-крайне печально ......
Ну там далее, надеюсь будет что почитать.
Up: "Все вышеприведенное можно объяснить только одним: животные получали нужные им сведения из глобального информационного поля. " М-нда. Нет, звери конечно это чудо, именно за счёт своей эмоциональной сферы, которая частично пересекается с нашей, но вот подобные заявления про "глобальное поле" слишком часто исходят от простых шарлатанов. Хотя поля безусловно есть, и электромагнитные, и другие. Просто не надо упрощать явления. Толпа конечно любит магические и полу-понятные заклинания, но я не хочу ориентироваться на толпу.
.... А вот и Конрад Лоренц .... кусочек, очень может быть важный: "«...В любом случае отношение человека к животным, которых он выращивал для еды, носит противоречивый характер. У фермеров оно определяется вековыми традициями, и давно уже вылилось в строго определенную, почти ритуальную форму поведения, что полностью освобождает их от ощущения моральной ответственности и вины. Для человека же, профессионально занимающегося изучением умственных способностей животных, эта проблема приобретает совсем иное значение.
Так сложилось, что только два вида животных стали членами домашнего круга человека не как пленники и были приручены не с помощью принуждения.
- как бы намекает на истинное лицо "царя природы". Особенно в свете того, что мало кто и сейчас заинтересован в том, чтобы собака допустим стала _полноправным_ членом общества, а не предметом, который можно по желанию продать, усыпить (убить), и так далее, вполне законно.
Подпись под рисунком: "Учеба не только труд, но и радость...". На рисунке собак тащит саночки с ребёнком. Вопрос - кому тут радость? Авторы явно хотят быть добрыми, но получается у них это только в своем виртуальном словесном мире, собака в реальности по-прежнему больше вещь, чем партнёр, тем более полноправный.
"«Внутренняя природа человека не содержит зла». (А. Маслоу)." Подпись под рисунком с ребёнком-инвалидом и ротвейлером .. в наморднике. Не настолько видимо авторы доверяют своим собакам ..... как хотели бы убедить в этом читателя. Хотя на других фото ротвейлер вполне себе без намордника. Может это ранее фото.
"Важно отметить, что в нас присутствует страх узнать о себе правду. Мы очень боимся увидеть себя слабыми, никчемными, несостоятельными и т.д., мы старательно защищаем свой идеальный образ." - верно подмечено .....
Субъективно-прагматическое отношение характеризуется тем, что природные объекты могут субъективно восприниматься в качестве своего рода субъектов, партнеров взаимодействия. По отношению к ним возможны процессы эмпатии (сопереживание и вчувствование, этот процесс говорит о том, что хозяин может поставить себя на место собаки и понять ее чувства, боль и т.д.), идентификации, рефлексии. Однако основная мотивация взаимодействия с ними носит преимущественно прагматический характер.
Например, лошадь в крестьянском хозяйстве часто пользуется настоящей любовью и уважением, но все это происходит на фоне ее прагматического использования. Хозяин может хорошо понимать состояние лошади, но при этом заставлять ее делать то, что нужно ему, используя порой для этого те чувства привязанности и преданности, которые испытывает к нему лошадь, то есть манипулируя ею.
Такой тип отношения можно достаточно часто встретить у сельских жителей, проводников служебных собак, дрессировщиков и т.д.
Разрабатывая нашу методику, мы столкнулись с тем, что основная литература по методам дрессировки собак написана именно в ключе субъективно-прагматического отношения к собаке.
Вернео подмечено .... Авторы так хотят убежать от этого ... так хотят .....
Но при установлении контактов человека с различными животными (особенно ведущими групповой образ жизни) визуальный канал коммуникации оказывается основным. Это связано с тем, что у каждого вида ведущие способы коммуникации всегда наиболее специализированы и соответственно наименее доступны для декодирования другими: танцы пчел понятны только пчелам. В то же время вспомогательные способы, которые менее совершенны для передачи различных нюансов сообщений, намного более доступны для понимания другими, поскольку они носят относительно универсальный характер.
Если бы ещё люди понимали то, о чём им говорят , те же дельфины или лошади! Именно морфологически они от нас далеки, а значит есть большая вероятность что человек примет за игру - страх, за верность - желание поесть, за послушание - прибитость. Поймет так, как ему удобнее. А не так, как есть на самом деле.
Зависимость собаки от человека проявляется во всех важнейших аспектах жизнедеятельности этого вида, а именно:
– пищевая зависимость от человека;
– территориальная зависимость от хозяина и его семьи;
– защищенность со стороны человека;
– сексуальное поведение (искусственный отбор и подбор в ходе селекции);
– обучение нормам безопасного и эффективного поведения в антропогенной среде.
И где же тут "полноправие"?
Отредактировано AndrewR (2009-05-28 18:23:27)