Круги на воде. На минувшей неделе достигло апогея противостояние прежних и новых собственников «Утришского дельфинария». Первые считают себя жертвами рейдерского захвата, вторые утверждают, что действуют на законных основаниях.
Животные в результате круговорота хозяев, вроде бы, не пострадали, а сама история породила массу вопросов, в том числе и напрямую не связанных с конфликтом. Выходит, бизнес на дельфинах — прибыльное дело, раз вокруг такие страсти кипят.
Корреспондент НТВ Владимир Кобяков выведал, сколько миллионов можно заработать на талантах морских умников, а также поинтересовался, какие требования предъявляются к боевым дельфинам.
Медосмотр как спецоперация. Воду из бассейна сливают на пару минут. Сверху ситуацию контролирует главный ветеринар. Кто-то чуть расслабился — и сразу игривая подсечка от дельфина.
Анализы здесь сдают раз в месяц. Дельфин по кличке Темный — один из самых молодых, но к регулярному визиту ветеринаров, похоже, уже привык. Без отличного здоровья путь в шоу-бизнес закрыт.
Этот бассейн для дельфинов как начальная школа. Через него прошли практически все, кто выступает в российских дельфинариях. Здесь учат жить по расписанию — завтрак, обед, ужин, отбой. Каждый из них тут проведет не меньше года, и только потом дельфина могут продать или отправить на заработки. В Канаде подобная «фабрика звезд» сделала миллионером владельца дельфинов.
Лев Мухаметов, генеральный директор ООО «Утришский дельфинарий»: «Сейчас у него огромный океанариум, и годовой оборот , по его словам, составляет примерно 55 миллионов долларов».
Леван Тамбиев в 90-х торговал металлом и хлопком, но теперь его единственный бизнес — дельфинарий. Сначала он арендовал бассейн в Ессентуках, теперь построил здание в Кисловодске.
Леван Тамбиев, директор Кисловодского дельфинария: «Чего не думал, того не думал. Я агроном по образованию и далек был от морской тематики».
Одну видеозапись Леван Тамбиев сохранил в своем архиве. У дочери Мадины — родовая травма, диагноз был как приговор — ДЦП. Но тут впервые под наблюдением врача Мадина купается с дельфинами в Черном море. Есть еще запись, сделанная через шесть дней, — первые самостоятельные шаги ребенка.
Тогда Леван Тамбиев и решил купить первого дельфина и отвезти домой, в горы. Потом появился проект собственного дельфинария. Деньги от шоу-программ он откладывает на новое строительство — специального бассейна для дельфинотерапии. И готов пригласить для исследований врачей и ученых.
Леван Тамбиев, директор Кисловодского дельфинария: «Или биополе, или ультразвуковое излучение воздействует. Но куда воздействует, как воздействует — это еще практически неизученная тема».
Леван Тамбиев посчитал: скромный дельфинарий обходится примерно в один миллион долларов. Без такого начального капитала в этот бизнес лучше не приходить.
На мировом рынке цены на дельфинов неустойчивы. За белуху просят 40 тысяч долларов, бутылконосый дельфин — чуть дороже, касатку меньше чем за миллион не отдадут. Но если животные уже обучены и полностью готовы для шоу, цена на них возрастает в два раза.
Россия уже не проводит экспедиции по отлову животных в Черном море, теперь подобные операции ведут только на Севере и Дальнем Востоке. По требованию «зеленых» был введен запрет на отлов черноморских дельфинов. Сотрудники российских дельфинариев уверены: это отголоски мировой конкуренции.
Андрей Абрамов, заместитель директора ООО «Утришский дельфинарий»: «Очень не хотелось бы сдавать наши российские позиции на международном рынке, потому что конкуренция есть и есть силы, которые пытаются нас с этой арены убрать».
К главному дельфиновому месту страны в Краснодарском крае ведет горная дорога. Здесь 25 лет назад появился первый на территории России дельфинарий, и добраться можно было только по морю. с высоты еще видны трибуны, но зрителей и туристов сюда больше не привозят. Озеро Солёное — это своего рода университет для дельфинов. Именно отсюда после обучения их развозят по дельфинариям и океанариумам. Получается, что озеро Солёное — это лидер в Европе по количеству дельфинов на квадратный метр.
В небольшом водоеме сейчас живут 11 дельфинов. Одних готовят для шоу-программ, других — для дельфинотерапии. Сейчас тут только животные из Охотского моря.
Андрей Абрамов, заместитель директора ООО «Утришский дельфинарий» : «Здесь у нас Фиолетовый, а там Хохлушка. Почему Хохлушка? Потому что у нее на хвосте метка была в цветах украинского флага».
Впервые после развала Советского Союза здесь получили задание подготовить дельфинов для российских силовых ведомств. Заказ получили от МЧС и Министерства обороны. Дельфинов подбирали тщательно.
Андрей Абрамов, заместитель директора ООО «Утришский дельфинарий»: «Для решения специальных служебных задач нужны мощные животные, сильные, крупные, чтобы нести ту или иную аппаратуру, если она понадобится».
Программа обучения таких дельфинов снова под грифом «секретно». Поэтому кого-то из этих животных потенциальный враг просто не должен знать в лицо.
Основатель шести российских дельфинариев Лев Мухаметов теперь бьет тревогу. Он считает, что на этот специфический рынок ворвались чужие. Информацию о дельфинариях в российских городах он собирает ежедневно.
Лев Мухаметов, генеральный директор ООО «Утришский дельфинарий»: «Сочи оккупирован. Кисловодск работает, но два или три дня тому назад и там появилась эта банда».
Его оппонент — бизнесмен Анатолий Аверин. Он убежден: шесть российских дельфинариев купили без нарушения закона. Теперь планы нового генерального директора — контролировать бизнес во всех шести бассейнах.
Анатолий Аверин, альтернативный генеральный директор ООО «Утришский дельфинарий»: «Собственно, сам дельфинарий является неким центром, вокруг которого создаются возможности для зарабатывания денег. В том числе и для того, чтобы это становилось наиболее привлекательным, как аттракцион, как Диснейленд».
Работа Московского дельфинария уже блокирована. Старый и новый директор теперь выясняют, кто должен тренировать дельфинов и устраивать представления.
Лев Мухаметов, генеральный директор ООО «Утришский дельфинарий»: «Наших противников предупреждали о том, что наши люди работать не будут».
Анатолий Аверин, альтернативный генеральный директор «Утришский дельфинарий»: «Свято место пусто не бывает и незаменимых людей, по большому счету, нет».
Часть доходов от коммерческих дельфинариев еще два месяца назад направляли на научные исследования. Олег Лямин вдалеке от бизнес-баталий пока продолжает изучать, как спят дельфины.
Олег Лямин, старший научный сотрудник ООО «Утришский дельфинарий»: «Дельфины спят одной половинкой мозга, и на время сна закрывают только один глаз. Промежуток времени, когда у них закрыты оба глаза, очень-очень короткий».
Доктор Лямин исследует, чем сон дельфина отличается от сна ластоногих. Но теперь даже он задумывается, как в этой ситуации не проспать зверя. Вдруг за морским котиком утром придут новые хозяева?
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=AwKUUaEfxzw[/youtube]
Скачать видео: http://217.106.225.7/news/20090412/TV_C … K_t422.mp4
__________________________________________________________
Источник: http://news.ntv.ru/itogi/156473/
Отредактировано Cheetah (2009-04-12 21:30:32)